|
Nomad Kazakhstan
|
|
Портрет. Мажит Бегалин
|
Мажит Бегалин в казахском кинематографе – фигура неординарная. Он был одним из колоссальной четверки, которая основала базу казахской кинорежиссуры в республике, его фильмы до сих пор современны и в контексте темы, и своим изображением.
Пожалуй, он единственный из первоначальной когорты, который уделял такое большое внимание пространству кадра и мизансцены, ритму и актерской пластике исполнения. Его человеческая позиция – личности, служащей своему народу, – характерна и для творчества. У него не много фильмов, но каждый из них достоин признания. В 2005 году Мажиту Бегалину исполнилось бы 85 лет.
Чтобы прийти в кино, Мажиту Бегалину пришлось пройти тяжелый путь первых военных лет. Демобилизовавшись, он одним из первых казахов поступил на режиссуру во ВГИК к С. Герасимову.
1954 год считается началом основания национальной школы режиссуры. У Шакена Айманова выходит дебютный фильм «Поэма о любви», а у Мажита Бегалина – первая работа в качестве постановщика фильма «Это было в Шугле». Пройдет два года, и он приступит к съемкам одной из главных картин в своей фильмографии «Его время придет» о жизни Чокана Валиханова. Впервые в советском кино режиссер старается поменять акцент биографического жанра.
В его трактовке главным героем становится не история, не идеология, не герой, превращающийся в символ-образ, а человек! Нурмухан Жантурин в роли Чокана динамичен, стремителен, как сама мысль, которая увлекает его и зрителя в знаменитой финальной скачке. Появляется новый герой – духовная личность, которая ведет за собой новое время!
В 1958 году закончена следующая картина «Возвращение на землю», после которой 6 лет приходится не снимать. Но уже новый фильм «Следы уходят за горизонт» (1965) потрясает даже сегодня своим киноязыком.
Подобно японцам, М. Бегалин и оператор А. Ашрапов снимают историю сложных семейных отношений с нижнего ракурса, заставляя дышать пространство кадра с помощью света. В мизансценах – четкое расположение фигур, ни одной лишней детали или движения. Замечательный актерский ансамбль актеров, чья игра выстраивается на полутонах жестов и выражений лиц.
В 1967 году выходит эпический фильм «За нами Москва» по произведению Б. Момышулы. В фильме рассказывается о дивизии И. В. Панфилова. Через два года – новый фильм о войне «Песнь о Маншук». Снова биографическая и военная тема. Но фильм далек от повторений. Картина строится почти на средних и крупных планах героини Натальи Аринбасаровой. Мы видим не монументальную защитницу родины, а хрупкую, ранимую, очаровательную девушку. Здесь важны не слова и долг, а состояние и выбор человека, вовлеченного в трагедию.
Последняя картина «Уральск в огне» посвящена реальным событиям захвата города Уральска белогвардейцами в 1919 году. Одним из прообразов фильма являлся лидер казахского правительства Алаш-Орды Бахытжан Каратаев. Запрет показа картины стал одной из причин личной трагедии режиссера, так рано ушедшего из жизни.
Но, как и в случае с его героями, Мажит Бегалин в нашем искусстве остается той сильной духовной личностью, которой подвластно увлекать вслед своей лихой скачке новые поколения кинорежиссеров!
Истоник - И. Смаилова, http://ru.nomad-kazakhstan.kz/532.html
|
Теги:
Его время придет, За нами Москва, кинематограф, Мажит Бегалин, Следы уходят за горизонт, Это было в Шугле
|
|
|