|
Nomad Kazakhstan
|
|
Наследие. Символика пространства казахской юрты
|
Всякая модель культуры содержит в себе разделение явлений окружающей человека действительности на мир фактов и на мир знаков.
«Двойная природа вещей» особенно характерна для традиционных обществ, в том числе кочевых. О каждом предмете, помимо сведений, касающихся его физической природы, существовало еще и иное знание: знание его символического смысла. В кочевом обществе, как и в любом другом, так называемые предметы материальной культуры – орудия производства, жилище, утварь, одежда – служили, прежде всего, практическим целям; с другой стороны, они имели и эстетические, магические и другие символические функции.
В силу определенной ограниченности набора предметов, сопровождавших ежедневную жизнь кочевника, каждая вещь имела не только высокую степень функциональности, но и значительное смысловое содержание. И здесь по степени статуса выделяется, прежде всего, юрта. Ее можно назвать одним из ключевых символов культуры.
Помимо своего прямого назначения – быть жилищем кочевника, обеспечить необходимую безопасность его семье, предоставить тепло в холодное время года и прохладу в летние месяцы, юрта символизировала социальный статус хозяина, женской и мужской части семьи, круга родственников, гостей.
В ней актуализировалась идея судьбы, продолжения рода, покровительства предков-аруахов. Символический статус юрты сохранился и в настоящее время, несмотря на то, что она не является, как прежде, основным типом жилища. Более того, отдельные элементы юрты, такие как шанырак, вошли в символику суверенного казахского государства. Этот элемент получил новое символическое наполнение – он символизирует единство государства, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, любовь его граждан к Отечеству.
Журнал NOMAD-Kazakhstan неоднократно обращался к теме казахской юрты. С этого номера мы продолжаем серию публикаций о статусе и значении различных элементов внутреннего пространства юрты.
МЕСТО СКЛАДЫВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ
Практически во всех элементах интерьера казахской юрты выражается направленность на обеспечение плодородия, плодовитости и т. п. Особая сакральность наблюдалась у казахов в отношении предметного набора, связанного с постелью. К постели, особенно новобрачных, не допускали бесплодных женщин; в первую ночь постель молодых застилала многодетная, здоровая, благополучная в семейной жизни женщина.
В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских кочевых и полукочевых народов, место складывания семейных принадлежностей жүк маркирует самую почетную часть юрты – төр – место, обладающее «наивысшей культурной ценностью».
Следует подчеркнуть, что расположение почетного места төр практически во всем тюркоязычном мире всегда маркировано противоположным положением от двери и стопкой постельных принадлежностей.
Также характерна последовательность складывания постельных принадлежностей – деревянная или каменная подставка жүк аяқ или сундуки; затем войлоки или ковры, верхняя одежда (шубы, тулупы и др.); верхние ряды состоят из одеял и завершают эту вертикальную конструкцию подушки.
Отмечается и особенность складывания постельных принадлежностей: свертывание вещей в валик (особенно войлоков, ковров) и складывание их в несколько слоев, не простым сгибанием вдвое, вчетверо и т. п., а закладыванием по типу «вперед-назад».
По всей вероятности, столь устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места төр постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связано с представлением о связи ее с понятиями «плодородие – богатство – счастье». На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жүк: нельзя взбираться на него (жүктің үстіне шықпа), иначе уйдет благополучие, счастье (бақ кейін кетеді), станешь бедным (кедей боласың); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на нее и т. п.
На эту связь указывает и этимология слова: наряду со значениями «груз, вьюк, кладь, поклажа» и т. п., а также сложенные в юрте одеяла, подушки» оно означает «беременная». На материалах южно-сибирских тюрков отмечалось, что «весь предметный набор, связанный с постелью, подчеркивал соотнесенность зоны төр с рождающим лоном».
По-видимому, это положение можно распространить на тюркский мир в целом, начиная от самых западных его границ (гагаузы), включая поволжские, кавказские, среднеазиатские ветви и османских турок.
Источник - Н. Шаханова. «NOMAD-KAZAKHSTAN» №5(17)2007.
http://ru.nomad-kazakhstan.kz/534.html
|
Теги:
культура, казахская юрта
|
|
|