Открытие. Загадка «длинных стен» / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Открытие. Загадка «длинных стен»

К настоящему времени в отечественной археологической науке сложилась точка зрения, что процессы урбанизации на территории Казахстана протекали по общим законам, но со своими территориальными особенностями, которые нашли отражение в памятниках городской культуры.



Лишь города в долине реки Сырдарьи имели классическую и традиционную для развитых городов трехчастную структуру – цитадель, шахристан и рабат.

В других регионах развитие городской культуры шло иными путями, что отразилось и в появлении городищ с так называемыми «длинными стенами».

Особенность развития городов в ряде мест на юге Казахстана в IX–X вв. состоит в обнесении широкой округи одной или несколькими стенами большой протяженности. Исследователи не всегда едины в определении функций этих стен: служили ли они границами удельных владений, были ли оборонительными от грабительских набегов или просто защищали посевы от скота. Сами размеры длинных стен городищ и отностельно короткие хронологические рамки их возведения и функционирования подчеркивают, на наш взлгяд, особые обстоятельства, которые вызвали необходимость их строительства в городах, зачастую появившихся задолго до возникновения самих стен и продолжавших существовать после утраты стенами своих функций и их разрушения.

К настоящему времени известно о средневековых городах, окруженных длинными стенами, в Юго-Западном и Юго-Восточном Жетысу, в Южном Казахстане. История исследования этого вопроса достаточно обширна. Первым термин «длинные стены» ввел П. Н. Кожемяко, который изучал городища Чуйской и Таласской долин.

В обобщающей работе «Средневековый город Средней Азии» А. М. Беленицкого, И. Б. Бентовича и О. Г. Большакова подтверждаются выводы П. Н. Кожемяко, впервые установившего значение этих стен не как рабада в традиционном его понимании. Он предположил, что эти города были тесно связаны с земледелием, и длинными стенами обносили обрабатываемые участки горожан.

Новый вклад в исследование подобных городищ внесла работа К. М. Байпакова и Ф. П. Григорьева, убедительно доказавших и включивших город Тараз, древний и крупный город центр Юго-Западного Жетысу, в число городов с «длинными стенами».

До этого, Т. Н. Сенигова длинные стены Тараза считала оборонительными, а сам Тараз – типичным городом с традиционным трехчастным делением. Один из выводов исследователей говорит о том, что протяженная стена, сооружение монументальное и трудоемкое (по своим объемам не сравнимое даже с сакскими «царскими» курганами), была не по силам для рядовых городков, и их могли себе позволить лишь значительные центры, такие как Сайрам, Тараз, Актобе в Таласской долине.

Следующим шагом в изучении длинностенных городищ стала работа Б. А. Байтанаева, в которой автор приводит доказательства, что появление и распространение городов с «длинными стенами» началось с Бинкета (территория современного Ташкента), а для территории Казахстана – с Испиджаба (Сайрама), где длинные стены были выстроены вслед за бинкетскими.

Понятно, что Испиджаб и Тараз были в то время крупнейшими городами региона. Данные, приведенные В. П. Лаврентьевым еще в конце XIX в., указывают, что стены Тараза сохранились отдельными отрезками от 5 до 7, 5 км. В то время они еще фиксировались на северных, северо-западных и южных границах г. Аулие-Ата.

Появление и развитие городов с длинными стенами всегда считалась одной из особенностей процесса генезиса городов и в Юго-Западном Семиречье – месте традиционного обитания кочевых племен.

Таким образом, исследования нескольких десятилетий показали, что в период IX–X вв. крупные города региона обносились стенами вместе с широкой округой. Подобные городища возникали в относительно узкий хронологический период и в ограниченном регионе.

В ходе работ на городище Караспан (Ордабасинский район Южно-Казахстанской области) был замечен длинный вал к югу от городища, проходящий под грядой, на которой расположен могильник. В дальнейшем вал был обследован и сфотографирован авторами статьи, географическое положение ключевых точек было зафиксировано на GPS. Кроме того, была произведена топографическая съемка участка стены. Выделялась прежде всего сохранность стен. Южная стена городища, протяженностью более 4 км, частично разрушена за предыдущие столетия. Высота стены на отснятом топографическом плане составила 3,6 м с внешней стороны и 4,6 м – с внутренней, средняя ширина основания – около 18 м, длина – около 100 м. На многих других участках высота стены превышает 5 м.

По результатам разведок была составлена подробная карта южной стены, состоящая из 15 прямых участков, проложенных в соответствии с рельефом местности. Западная стена, сохранившаяся лишь на несколько десятков метров, далее была превращена в современный ирригационный канал. Восточная стена после поворота на север проходит среди участков современного села и периодически теряется (проследить ее – задача следующего года). Ориентировочно она выходила на место слияния рек Бадам и Арысь.

Участок стены, на котором была проведена топосъемка, интересен тем, что так называемые нижние курганы (склепы) находятся внутри стен города. Кроме того, судя по топографии, можно сделать предварительный вывод, что захоронения, произведенные до середины VIII в., были включены внутрь стены.
Без археологических исследований невозможно сделать окончательный вывод о датировке и предназначении «длинных стен» Караспана, самого западного города, где сформировалась своеобразная культура «длинных стен», аналогичная жетысуйской и сайрамской.

Площадь округи Караспана вполне сопоставима с другими крупными городами, окруженными «длинными стенами». Необходимо отметить, что стены Караспана хорошо сохранились, южная стена – практически полностью, и лишь восточную, проходящую через участки современного аула Караспан, полностью проследить пока не удалось.

При проведении разведок отмечена мощность «длинных стен» Караспана, при этом отпали сомнения в оборонительном назначении этих стен, превосходящих по своим размерам хорошо сохранившиеся валы стен такого городища, например как Талгар (размеры валов всего 300х300 м).

Очевидно, что при строительстве Караспанской стены наблюдалось определенная быстрота исполнения. Стена была проложена по относительной прямой через неровности рельефа, а также прорезала ранний могильник, бугры от захоронений которого хорошо заметены и сейчас, в то время, как длинные стены городищ Жетысу, за исключением Кулана, зачастую имеют изрезанный рельеф, следы многочисленных пристроек и изменений. Кроме того, стены других городищ Жетысу меньшего размера и не могли нести оборонительных функций, а скорее защищали посевы от домашних травоядных и разделяли крупные участки наделов.

На большинстве городищ юга Казахстана и Жетысу фрагменты длинных стен сохранились лишь на дореволюционных планах. В этом смысле Караспан является уникальным памятником, где сохранилась большая часть стен, изучение которых позволит снять многие вопросы относительно такого интересного явления как «длинные стены» городищ, которое было присуще лишь крупным городам региона.

Археологическое изучение длинных стен Караспана позволит ответить на многие поставленные вопросы и, в свою очередь, наметить новые.

Авторы благодарят К. М. Байпакова, Б. А. Байтанаева и Ф. П. Григорьева за очень полезные консультации.

Источник - «NOMAD-KAZAKHSTAN» №1(13)2007, Б. Железняков, Д. Талеeв. Фото: Б. Железняков.
http://ru.nomad-kazakhstan.kz/454.html







Теги: урбанизация, городская культура, длинные стены