|
Nomad Kazakhstan
|
|
Волки на скалах
|
Доктор исторических наук, профессор Алексей Николаевич Марьяшев с командой исследователей совершили значимое открытие в области изучения наскального искусства Казахстана. Ими было обнаружено подтверждение существования культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья. Кто знает, возможно, это добавит новые штрихи в современные представления о мировоззрении наших предков? Ведь уже сейчас есть основания полагать, что найденные изображения людей в волчьих масках являются наиболее древними из известных. Но, как говорит сам профессор, новые открытия – это новые вопросы! А пока приподнимем завесу истории.
Еще сравнительно недавно наскальное искусство было настолько слабо изучено, что археологи не решались использовать петроглифы в качестве исторического источника. Толчком к исследованию наскальных изображений стал археологический комплекс Тамгалы, открытый в 1957 году археологом А. Г. Максимовой.
Она не только обнаружила редкие рисунки эпохи бронзы, но и достаточно верно определила время их появления. Так постепенно накапливался материал, уточнялись датировки.
Выяснилось, что в Казахстане находится огромное количество наскальных гравюр, причем многие из них не имеют аналогов в мире. И если все выдающиеся открытия в Европе сделаны уже давно, то в Южном Казахстане и Семиречье только за последние 15-20 лет были открыты с десяток крупных скоплений. В их числе редкие по выразительности рисунки, среди которых 2-х и 3-х-метровые изображения быков-туров и культовые сцены.
Кроме того, на скалах изображались солнцеголовые персонажи, дикие быки, люди с хвостами и ряженые в шкуры, мужчины в волчьих масках, сцены сражений. Многие петроглифы связаны с языческими представлениями и отражают мироощущение и верования андроновских племен, а также других народов.
Основную часть наскальных изображений составляют рисунки эпохи бронзы и меньшую – эпохи раннего железа (сакские). Еще меньше – средневековые и эпохи позднего средневековья. Таким образом, наблюдается постепенное угасание этого вида искусства. Своего расцвета оно достигло в эпоху энеолита и бронзы, т. е. в дописьменный период, что позволяет восполнить пробелы в знаниях о духовной жизни человека, становлении производящего хозяйства, об уровне развития и языческих верованиях древних времен.
В этой статье мы расскажем только о нескольких памятниках эпохи бронзы Южного Казахстана и Семиречья, а также попытаемся объяснить смысл некоторых сюжетов.
Кто-то из археологов сказал, что смотреть на петроглифы следует как на иконы, поскольку искусство не было свободно от мировосприятия человека того времени. Однако до сих пор многие, кто видит древние рисунки впервые, считают, что это зарисовки из жизни охотника или скотовода. Но так ли это?
Если внимательно смотреть на изображенные сцены охоты, можно заметить, что охотник преследует животных различных видов, живущих в разных природных зонах. Олень и дикий тур, горный козел и сайгак не пасутся вместе. Изображение этих представителей фауны на скалах можно рассматривать как магический акт и просьбу у высших сил обеспечить изобилие животных на земле. Эротические сцены, которых так много в петроглифах эпохи бронзы, тоже связаны с культом плодородия, как и сюжеты с оплодотворением человеком козла или лошади. Вероятно, эти сцены отражают не дошедшие до нашего времени обряды культового характера, возникшие очень давно.
Подтверждением того, что в наскальном искусстве отразились древние верования и обычаи, служат находки ряженых персонажей из Семиречья и гор Каратау.
Года два тому назад наш небольшой отряд оказался у родника Ак-Кайнар в отрогах гор Кульжабасы. Место это, на первый взгляд, ничем не отличается от многих других, встречающихся в степи: невысокие сопки со скалистыми выходами, русла пересохших речек и ручьев. Только остатки древних жилищ в виде выкладок прямоугольной и округлой форм напоминают о былой жизни.
На скалах видим рисунки диких быков – туров, оленей, козлов. К сожалению, многие петроглифы повреждены – залиты краской и исписаны именами.
В нескольких километрах, уже в другом ущелье, находим древнее поселение. Если люди жили здесь в древности, следует искать и наскальные изображения. Несколько минут хода – и перед нами отвесная, но невысокая скала. Всматриваемся – что-то выбито. На огромном каменном «полотне» фигура дикого быка, размерами более трех метров! На самом кончике рогов изображены люди – четыре человека стоят, взявшись за руки. Рассматриваем необычный рисунок. Таких крупных фигур в Семиречье мы еще не видели! Кто-то замечает:
– Да у него же две пары рогов! Это что-то новое!
На следующий день в соседнем ущелье мы нашли еще один интересный рисунок. Осматриваем скалу снизу и не замечаем, что стоим на плоской плите с гравюрой под ногами. Это тоже было очень крупное изображение «меченого» быка – около трех метров от рогов до хвоста. Его корпус был рассечен линиями, образующими сетку. Определение «меченый» мы позаимствовали из книги М. А. Дэвлет, изучавшей петроглифы Центральной Азии.
Так она назвала диких быков, корпусы которых были покрыты сетками, округлыми пятнами или лунками. Еще через день заметили вторую фигуру быка с солярными кольцами на рогах. Пришли к выводу, что это культовые сцены. Многие из них имеют прямые аналогии с рисунками в известном ущелье Тамгалы – тот же стиль, та же техника выбивки. Но смущает одно обстоятельство: часть древних рисунков почти не имеет патины, «пустынного загара», появляющегося со временем. Тут же находим ответ: эти фигуры подновлены сравнительно недавно, возможно, в средние века или еще позже.
Доказательства? Вот они: на некоторых рисунках реставрация выполнена небрежно – сквозь подновление проступает никем не реставрированная часть корпуса. Сомнений нет: перед нами очень древние петроглифы, запечатлевшие вымерших быков. Несколько позже находим гравюру солнцеголового божества. Голова его имеет форму диска. Корпус и расставленные в стороны руки напоминают изображения божеств из Тамгалы, а те уже датированы (время функционирования святилища – XIV–XI вв. до н.э.). Ак-Кайнар находится всего в 40-50 км к западу. Ряд сюжетов и стилистических признаков найденных рисунков оказался близок петроглифам Сибири, Монголии и семиреченским в горах Кульжабасы.
Через день новые открытия – нашли сцены с «оборотнем». В центральной части невысокой сопки на вертикальном выступе скалы выбита крупная фигура человека с согнутыми в локтях руками и с головой волка. Вот чего нам не хватало!
Несколько раз в горах Джунгарии и Каратау мы находили изображения людей в масках, но не были уверены, что это маски волка. На этом же рисунке явно изображен ряженый. Туловище, как у человека (он стоит на двух ногах), а морда волчья с раскрытой пастью. Рядом петроглифы с еще двумя волками. Они стоят, словно люди, на задних лапах и обращены друг к другу. Похожие композиции известны в одном из ущелий хребта Кульжабасы: у станции Анрахай изображен лучник в волчьей маске. Человек с палицей в маске серого хищника и, возможно, с петлей в руке выбит и в Тамгалы. Несколько рисунков, но менее четких, есть и в горах Баян-Журек. Все эти петроглифы созданы в эпоху бронзы и являются более древними, чем обряды, отмеченные этнографами нашего времени.
Образ волка является одним из наиболее значимых символов у многих народов. Он играет особую роль и имеет огромное культовое, ритуальное и социальное значения. Некоторые ученые считают, что культ волка возник еще в эпоху палеолита, однако, прямых свидетельств на территории Казахстана еще не обнаружено.
В письменных источниках первые сведения появились в XVII веке до н.э. Это призыв царя Хаттусили I к войску «быть единым, как род волка». Позднее появляется описание у Геродота, который сообщает о народе неврах, живущих севернее скифов. Из этого описания известно, что юноши по достижению определенного возраста уходили из дома и называли себя волками, надевая маски этого животного. Жили отдельно, образуя мужские союзы. У скифов и древних германцев считалось, что члены мужских братств тоже перевоплощались в волков: надевали их маски и подражали повадкам зверя.
Кое-какие сведения о том, как проходили подобные праздники, есть у этнографов. Они известны у дидойцев Кавказа и татар. Главными действующими лицами у дидойцев были волки, роль которых исполняли юноши. Такие праздники существовали у многих народов Евразии. Они проходили в ноябре-декабре. На это же время приходился скандинавский праздник Йоев. Одно из имен Одина – божества скандинавских народов – Йольнир – отец земного солнцеворота. У южных славян «волчьи праздники» отмечались в некрещеные дни.
На определенном этапе истории у многих народов Евразии в мифологических представлениях образ волка был тесно связан с культом предводителя дружины (или бога войны). Общим для мифологии Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании волчицей родоначальника племени (а иногда его близнеца).
Родоначальник племени, вождь у нартов – героев-богатырей северо-кавказского эпоса – тоже назывался волком. Широко известны древнеиранское предание о волчице, вскормившей царя Кира, и рассказ китайской хроники VII века о предках тюрок, убитых врагами, среди которых выжил мальчик, взращенный самкой этого зверя. Подобная тема нашла отражение и в римской легенде о Капитолийской волчице, вскормившей своим молоком Ромула и Рема. Кстати, недавно появилось сообщение итальянских специалистов о том, что скульптурное изображение Капитолийской волчицы изготовлено не в эпоху Древнего Рима, а в средние века.
Заключение составлено на основании новых анализов по составу металла. Если эти сведения подтвердятся, то генеалогические предания тюркских народов можно без натяжек сопоставить с легендами Древнего Рима. Это позволяет сделать выводы о том, что эти предания, появившиеся в глубокой древности, продолжали существовать в средневековье на территории всей Евразии.
Со временем легенды видоизменялись, упрощались обряды с ряжением; у некоторых народов основную роль играло чисто символическое переодевание в волков – имитация оборотничества, однако отголоски этих представлений сохранились до наших дней.
Некоторые ученые, в том числе Л. Н. Ермоленко, опираясь на распространенный у тюркских народов обычай устраивать конное состязание — кокпар (козлодрание), детские состязательные игры и обычай баранты (барымты), пришли к выводу о существовании у древних тюрков «волчьих» мужских союзов, аналогичных воин-ственным союзам у индоевропейских народов. Не случайно у древних тюрок на знаменах или штандартах изображалась волчья голова. Такие знамена встречаются и в тюркских композициях Семиречья. Они известны в Чуилийских горах в местности Ой-Джайляу, в горах Кульжабасы, в урочище Тамгалы.
А вот культ волка на сакских рисунках имеет иные формы. В горах Ешки-Ольмес среди многочисленных петроглифов хищное животное чаще выступает в роли зверя, терзающего добычу. В эту эпоху подобные сюжеты широко использовались в изделиях из металла.
На основании этого, можно с уверенностью говорить о том, что найденные нами изображения в Ак-Кайнаре являются наиболее древними из известных. Они свидетельствуют о том, что племена эпохи бронзы Южного Казахстана и Семиречья прошли тот же путь развития, что и другие народы Евразии: имели общие религиозные и языческие взгляды. Мы рассказали лишь о некоторых верованиях и культах. Однако огромный пласт древнего наскального искусства позволяет надеяться на новые открытия.
Источник - Текст Алексея Марьяшева и Ольги Гумировой
Фото из личного архива авторов. http://ru.nomad-kazakhstan.kz/2181.html
|
Теги:
культа волка, наскальное искусство, петроглифы
|
|
|