Древнетюркский поминальный храм в Восточном Казахстане / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Древнетюркский поминальный храм в Восточном Казахстане

Древнетюркская культура – одна из господствовавших в раннем средневековье на территории Евразии, самой большой части света. Именно древним тюркам мир обязан находкам в тактике конного боя, эффективным видам наступательного оружия и защитных доспехов кавалерии, что было следствием высокого уровня развития металлообработки.

Тюрки имели развитую торговлю, дипломатию и, как результат, обширные международные связи. Культура времен Древнетюркских каганатов преподнесла миру значительные достижения и в гуманитарной сфере: отточенная религиозно-мифологическая система, самобытное искусство, а также показатель высокого развития государственности – руническая письменность. Древние тюрки были хорошо знакомы и со строительным делом, они строили зимние жилища, ставки каганов, города-укрепления…




Одним из интереснейших феноменов, связавших воедино религиозно-мифологические представления, декоративное искусство, эпиграфику и строительство стали древнетюркские поминальные храмы. Среди храмов Северной Монголии – политического центра империи, особо выделяются монументальностью, архитектурой и декором храмы Бильге-кагана, Культегина, Тоньюкука, Ильтерес-кагана и др. Эти «классические» образцы представляют особый интерес, так как они наиболее монументальны и характерны только для Северной Монголии.

В большинстве своем это монументальные постройки в виде прямоугольных площадок, вытянутых в направлении «восток-запад» и охваченных рвом и валом (стеной) с проходом («воротами») в середине восточной стороны. Храмы имеют продольно-осевое расположение составляющих элементов: каменные изваяния в районе входной части, далее на запад – стела на черепахе, непосредственно храм и жертвенник.
Поминальные храмы, также относящиеся к типу каганско-княжеских, но значительно уступающие элитным по размерам, распространены гораздо шире.
Они встречаются на Алтае, в Туве, Хакасии, Восточном Казахстане и т. д. Несмотря на предположения о существовании монументальных храмов на сопредельных территориях и усиленные их поиски (особенно в Семиречье), подобных сооружений здесь не выявлено.
И вот, на фоне этих достаточно скромных построек совершенно неожиданным открытием стала находка в 2008 году в Восточном Казахстане сооружения, вероятно храма (так мы его будем называть в дальнейшем), вполне сопоставимого по планировке и размерам с классическими северо-монгольскими образцами.

Храм находится в живописной горной долине Елеке сазы в истоках реки Каргоба-2, в горах Тарбагатая, в 70 км к юго-западу от райцентра Аксуат. Он состоит из двух частей: квадратной «основной» и примыкающей к ней прямоугольной «входной» части. Обе они обнесены грунтовым внешним валом и рвом, при этом на квадратной площадке основной части возведен каменный курган.

Курган сложен из обломков горных пород и в настоящее время утратил первоначальный вид. Возможно, он имел форму усеченной квадратной пирамиды (на верхней площадке прослеживаются горизонтальные участки с панцирным слоем из мелких камней). Разбросанные грабительскими раскопками камни затрудняют определение его первоначальной формы.
На продольной оси постройки в середине восточной стороны был устроен вход в ограду и напротив нее в основную часть – в этих местах оставлены перешейки-«мостики». При этом, оба входа первоначально были фланкированы башенками, оплывшие остатки которых прослеживаются до сих пор.

Площадка «входной» части, по-видимому, служила для жертвоприношений, так как там находятся каменные выкладки и оградки, хотя не исключена возможность и захоронений.
Двухчастная планировка с уступчатой конфигурацией – «основная» часть значительно шире «входной» – является характерной особенностью нашего храма. Последнее резко отличает его от храмов Северной Монголии, которые прямоугольны в плане. Лишь один из них, Шивет-Улан, разделен стенкой на две части, то есть, хотя он и прямоугольный, но тоже двухчастный. Каменная ограда храма в Шивет-Улане имеет подобие угловых и стеновых башен, что также сближает его с нашим храмом. Кроме того, в нем, как и в нашем храме, нет характерного (но не обязательного) для Алтая, Тувы и Монголии элемента – вереницы вертикально установленных камней (бал-балов).

Самые значительные храмы – Культегина, Бильге-кагана, Тоньюкука и др., имевшие детально проработанную скульптуру, павильоны, покрытые черепицей, стелы на черепахах и т. д., впитали элементы китайской культуры и даже создавались при непосредст-венном участии китайских мастеров, на что прямо указывают источники. Наш же храм уникален, возможно даже, что это вариант «чистой» линии развития древнетюркских поминальных храмовых построек.

Не менее важным обстоятельством, возводящим тарбагатайский храм в ранг уникальных, является не столько планировка, сколько его размеры. Храмы и поминальные сооружения древних тюрков сопредельных с Монголией территорий значительно уступают по размерам «классическим», но только не храм в Елеке сазы! По габаритным размерам (примерно, 48х86 м) он лишь не на много меньше двух самых больших храмов знаменитых героев древнетюркского времени – Куль-тегина (55х100 м) и Бильге-кагана (60х95 м). Вполне сравним с другими наиболее крупными храмами – Шивет-Улан (40х100 м) и Хушо-Цайдам III (62х80 м), но превосходит остальные.

Таким образом, в данном сооружении мы имеем своеобразный вариант монументального храма каганско-княжеского типа, открытие которого ожидалось долгие годы. Находка ставит целый ряд вопросов: в память о какой исторической личности возведено столь внушительное сооружение, какова датировка памятника, с чем связаны особенности планировки?
Место, выбранное для возведения памятника, весьма удобно в стратегическом отношении, так как через это урочище проходит дорога на один из немногочисленных перевалов через горный хребет, кроме того, оно находится практически у подножия самой высокой горы Тарбагатая – Тастау (2992 м), снежная вершина которой господствует на местности, что повышает статус памятника.

Хребет Тарбагатай, в условиях «плавающей» границы между Восточнотюркским и Западнотюркским каганатами, принадлежал то одному, то другому политическому объединению, и поэтому был очень важным стратегическим пунктом. Быть может, датировка найденного храма, «восточнотюркского» по планировке и, наверняка, принадлежавшего выдающейся исторической личности, поможет уточнить границу каганатов хотя бы на какой-то момент истории. В то же время, Тарбагатай – «родной дом» для ряда тюркских племен (карлуки, «чуйские племена» и др.), традиции которых могли внести коррективы в облик памятника, отличающий его от «классических».

Интересно, что древнетюркские храмы Монголии появились «как бы внезапно… во вполне законченном виде». По всей вероятности истоки их уходят в простые поминальные оградки, чаще всего квадратные. Интересно, что согласно закономерностям формообразования в культово-мемориальном зодчестве, центрические формы сменяются продольно-осевыми, причем переходный этап может характеризоваться пристраиваемой к первоначальному ядру (чаще всего квадратному) входной части. Это тем более примечательно, что храм находится на территории, примыкающей к Южному Алтаю – прародине древних тюрков, там, где складывалась их государственность.

Э. Байтенов, доктор архитектуры, профессор

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/1796.html<


Теги: Восточный Казахстан, история, Казахстан, тюрки





автор ответ
Амир
23 Фев 16:50
"............Самые значительные храмы – Культегина, Бильге-кагана, Тоньюкука и др., имевшие детально проработанную скульптуру............участии китайских мастеров"
Эти памятники выполены с помщью китайских мастеров в 1219-1220 годах-это указано точно в Тариатской письменности их всего 30 камней с надписьями!!!!
При строительсьве Каракорума как Аллею Славы!!!
И не при тюркском каганате!!! Культегин-это Жапалак-Шигу-Хутуху!!!!
(Ответить)  (Ссылка)
Амир
23 Фев 16:58
Э. Байтенов, доктор архитектуры, профессор ! Вы наверное догадались,что эти изображения не 7-8 веков!А Изваяния напоминают Кыпчакские изваяния 12 веков, не правдо ли? И они не поминальные храмы! Там изображен Мать Кубылайхана, СорХохтани-Сара Қоқтан -бике!!!! И второе изображение матери Чингисхана в 75-78 летнем возрасте!!!
(Ответить)  (Ссылка)
Амир
23 Фев 17:05
Так называемый Тонюкук -это Сара КОК-ТоН-бике! Доказательств сотни!!!
Бильге кагана вообще не существует! Изучайте ОЕ письмена и вы поймете это!
Если вы не поймете-значит Вы не казах и не киргиз !
(Ответить)  (Ссылка)