Символика пищи. B военной обрядности кочевников / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Символика пищи. B военной обрядности кочевников

Кочевой быт тесно связан с военным. Как и у других кочевников, внутренними факторами, определявшими напряженный, по существу военизированный, ритм жизни казахского общества, являлись феодальная раздробленность, межродовые и межплеменные столкновения, порождаемые спором из-за пастбищ, взаимные угоны скота, обычай кровной мести.



Их усугубляли тяжелейшие события внешнеполитического характера: столкновения на юге со среднеазиатскими ханствами, набеги волжских калмыков, борьба с джунгарскими завоевателями. В силу этого, казахское общество XVII – начала XX века определяется как военно-кочевое. По образному выражению С. Е. Толыбекова, «... степь с момента образования казахских кочевых ханств была полем постоянных военных дей-ствий». Одним из важнейших аспектов традиционной военной организации любого общества является снабжение армии, в том числе и продовольствием. В статье речь пойдет о специфике ритуалов, связанных с походной пищей, в системе военно-кочевого быта казахов.



Постоянной армии в казахских ханствах не существовало. Вместо нее по мере необходимости собиралось народное ополчение, выступавшее под предводительством хана, султанов и батыров. Воинская повинность была обязательна для всех мужчин, способных ее нести.
На принцип формирования вой-ска у казахов оказала существенное влияние монгольская система подразделения на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Однако Б. Я. Владимирцов считал эту систему «очень древним обыкновением кочевников Средней Азии, идущим из дали веков». Основной структурной единицей казахского ополчения, соотносимой с десяткой монгольского войска, была қос – группа людей, «питающихся из одного котла». Ответственным за приготовление и распределение пищи в косе был қазаншы (қазан – «котел», букв. «распорядитель котла»), или асбасшы (ас – «пища», букв. «распорядитель пищи»). Назначали казанши предводители ополчений (батыры) на военных советах перед выступлением в поход.

Как уже неоднократно отмечалось в литературе, в повседневном быту кочевников-скотоводов важное значение имели мясные и молочные продукты. От их правильного соотношения в системе ежедневного и особенно круглогодичного питания зависело нормальное функционирование человека. Основными продуктами, потребляемыми казахами во время походов, тоже были мясные и молочные.

Продовольственных обозов, характерных для армий оседлых народов, у кочевников не существовало. Обычно рядом с войском специально выделенные люди гнали табуны лошадей и стада верблюдов. Предпочтение этих видов скота объяснялось тем, что, во-первых, они хорошо приспособлены к длительным переходам, во-вторых, доставляют воинам свежее молоко и мясо и, что немаловажно, дают эти продукты в большом количестве.

С. Е. Толыбеков писал: «Стада и табуны в военном походе кочевников были источником питания, транспортом и орудием войны (в особенности лошади и верблюды)».
Еще более лаконично выразился по этому поводу Л. Н. Гумилев: «Кочевники... имеют провиант в живом виде».

Во время походов, как и в каждо-дневном быту, свежее мясо употребляли преимущественно в вареном виде. Его складывали в сумки, приторачиваемые к седлу. В тех случаях, когда условия военных действий не давали возможности расположиться лагерем и приготовить горячую пищу, кочевники пользовались запасами вареного мяса. Когда они кончались, чувство голода подавляли с помощью кусочка конского или верблюжьего сухожилия (сіңір); считалось, что сіңір тоқ қылады – «сухожилие делает сытым».

Кроме того, использовали различную консервированную мясную снедь, особенно из конины, а также сушеное, вяленое, копченое мясо. Консервированная мясная пища чрезвычайно удобна в качестве дорожного провианта – она может сохраняться 5-6 месяцев, иногда до года.

Существенным достоинством мясной пищи является высокая калорийность. Конина содержит в своем составе все необходимые вещества и отличается от мяса других животных большим содержанием углеводов. Конский жир переваривается легче, чем говяжий или бараний. Он богат насыщенными жирными кислотами, оказывает благоприятное влияние на обмен холестерина. В отличие от мяса других животных конина не застывает на морозе. Это свойство конины ценилось у многих кочевых народов.

В «Исторических преданиях о батырах XVII века», записанных Ч.Ч. Валихановым, приводится характерный способ приготовления походной пищи: «Во время преследования торгоутов, бежавших из России, киргизы (казахи) расположились на бивак, варили в своих походных котлах сушеное конское мясо, разводили в турсуках курт с водой; словом, завтракали и подкреплялись на целый день».

Особым видом походной мясной пищи был түймеш – размолотое в ступе мясо, которое высушивали и хранили в желудке овцы. Растопив его в кипятке, получали сытное наваристое блюдо.
Другим видом походной пищи являлся вареный овечий курдюк (құйрық май). В холодное время года воин опоясывался им и таким образом перевозил пищу, одновременно согревая себя. Интересно, что курдюк давали и верховому коню в случае, когда кончался корм. Считалось, что такой конь отличается выносливостью.

По-видимому, традиция накладывания курдючного сала на тело вокруг пояса в походных условиях была известна в практике кочевников издавна. Косвенное свидетельство в пользу этого предположения мы находим у Рашид ад-Дина (XIII в.). Им так описано страшное наказание, примененное Хулагу-ханом в отношении изменника, владетеля Мавсиля мелика Салиха: «Хулагу-хан весьма гневался на Салиха и повелел, чтобы его снаружи обложили курдючным салом, завернули в кошму, обвязали крепкой веревкой и бросили на летнее солнце. Через неделю в сале завелись черви и начали поедать несчастного, пока он в мучениях и страданиях через месяц не отдал милую душу».

Характерным способом приготовления пищи в походных условиях было жарение и запекание на открытом огне или в горячей золе, что нетрадиционно для обычного кочевого быта. Так, на вертеле жарились печень, селезенка, почки, толстая кишка лошади.

В исключительных случаях в военное время в пищу использовали мясо верховых лошадей погибших воинов. Как известно, верховой конь у кочевников в обычной жизни не предназначался в пищу. Съесть верхового коня считалось предосудительным, «позорящим, в высшей степени не-этичным». Поедание же коня побежденного противника расценивалось как «нарочитое надругательство». Снятие запрета на использование в пищу мяса верхового коня в условиях военных действий объясняется, по-видимому, исключительной ролью конины в питании воинов.
В пищу шло также кобылье и верблюжье молоко. Как известно, кочевники не употребляли молока в сыром виде. Ими издавна были подмечены антибиотические свойства кисломолочных продуктов, употребление которых нейтрализует гнилостные процессы в кишечнике.

Казахи готовили кисломолочные продукты из кобыльего (қымыз) и верблюжьего (шұбат) молока. Ценность этих продуктов в походных условиях определяется тем, что один литр верблюжьего и кобыльего молока обеспечивает суточную потребность организма почти во всех витаминах. Двух литров заквашенного верблюжьего молока в день достаточно, чтобы человек в жаркой пустыне перестал думать о воде и пище.

В пищу употребляли и жидкие кисломолочные блюда из овечьего молока: қатық, айран, шалап и др. По поводу кисломолочных продуктов казахов Л. П. Потапов писал: «Исключительная простота и быстрота приготовления жидкой молочной пищи как нельзя более соответствовали кочевому быту казахов.

При частых и длительных передвижениях, связанных с необходимостью большую часть времени дня находиться в седле, жидкая молочная пища в теплое время года была весьма удобна для наездника. Она висела тут же, рядом, в кожаной посуде, привязанной к седлу, и чтобы утолить голод или жажду не нужно было даже слезать с седла».

Нуриля Шаханова, доктор философии

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/2017.html


Теги: казахи, казахская кухня, казахские традиции, трапеза





автор ответ
Дужан
11 Нояб 17:51
Символика пищи. B военной обрядности кочевников
тоқтаусыз, алыс әскери жорықтар кезінде, ауқаттануға уақыт тапшы болған кездерде, біздердің көшпелі атбабаларымыз шикі етті жұқалап тіліп тоқым астына салып қояды екен. аттың дене қызуымен етте піскендей болып қалады екен, кейде тамақтанатын ас мүлдем біткен кезде, әсіресе жаушылар аттың мойын шамалап қана кесіп жылқының қанынмен әлденетін болған деседі.
(Ответить)  (Ссылка)