|
Nomad Kazakhstan
|
|
Когда было сотворено сверху голубое небо
|
«Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства древнетюркских племен, их государств и языков, замечательный письменный источник VIII века – руническая надпись в честь Куль-Тегина.
Что же стояло в реальной истории за словами первого тюркского летописца?
В I тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. В это время возникли крупные этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций. Тогда же на новую ступень поднялась духовная культура степняков: широко распространилась древнетюркская письменность, появилась запечатленная на письме тюркская литература; тюркские племена приобщились к великим религиям того времени – буддизму, манихейству, христианству, исламу, освоили достижения иных цивилизаций.
В условиях кочевого быта была создана самобытная и своеобразная культура.
Тюркская культура образовалась не на пустом месте, она вобрала в себя все культурные достижения, органично вписывавшиеся в ее систему ценностей. Единство и преемственность в истории и культуре евразийских племенных формирований, возникших в начале бронзового века и достигших расцвета в скифо-сакское время, с наступлением древнетюркской истории не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические тона.
К сожалению, время оставило нам минимум информации о наших далеких предках, а та малая толика, что дошла через века, лишь отчасти отражает картины исторического прошлого.
Один из методов исторического познания – научная реконструкция, воссоздание предмета в его первоначальном виде. Это многогранная работа, которой предшествует серьезное и кропотливое изучение источников. К реконструкции артефактов древнетюркской эпохи неоднократно обращался извест-ный российский ученый М. В. Горелик. В неполном перечне его работ – реконструкция комплексов одежды, боевого вооружения, знамен, выполненные в полном соответствии с технологией и спецификой того времени.
По заказу Центрального государственного музея Республики Казахстан М. В. Гореликом было реконструировано тюркское знамя. Исследователь работал на основе стенописей из восточного Туркестана и икон из Дуньхуана, а также серебряной головы хищника согдийской работы VII века, хранящихся в Эрмитаже. В орнаментике полотнища мастер использовал узоры согдийских и китайских тканей VII–VIII веков.
Знамя венчает навершие в виде головы волка. В мифологическом сознании древних тюрков, как и многих народов мира, животные выступают как один из вариантов мифологического кода – зооморфного, отдельные элементы которого имеют постоянно закрепленное за ним значение. Знание родословных и специальное изучение их издавна было характерно для центральноазиатских народов. Многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Что касается тюрков, то во все времена для них особый смысл имел именно образ волка.
В 1968 году в Монголии был открыт эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В навершии памятника изображен волк, под которым лежит человек с обрубленными ногами и руками. Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими источниками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени, уцелел лишь девятилетний мальчик, без рук и ног, которого спасла и выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой.
Скрываясь от врагов, волчица бежала в горы севернее Турфана (Восточный Тянь-Шань), где в пещере родила десятерых сыновей. Сыновья волчицы взяли в жены женщин Турфана, и один из ее внуков по имени Ашина стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее вожди племени ашина вывели своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, приняли имя тюрк.
По мнению Л. Н. Гумилева ашина, в переводе с монгольского – означает волк. По-тюркски волк – бори или каскыр, а по-монгольски шоно/чино.
Своими прародителями монголы считали Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Гоа (пятнистую Лань). «А» – префикс уважения в китайском языке и, следовательно, ашина означало благородный волк. Китайские летописцы считали определения «тюркский хан» и «волк» синонимами, опираясь на воззрения самих тюрков.
Когда Ашина стал главой крупного родоплеменного объединения тюрков, над своей ставкой он выставил знамя с волчьей головой, как священную реликвию и имперский штандарт – высший символ государственной власти.
Как сообщают китайские летописи, золотая волчья голова всегда красовалась на тюркских знаменах. Подобные знамена древних тюрков первоначально представляли собой штандарты с фигурой волка, впоследствии они были заменены полотнищем с изображением волчьей головы. Об этом говорят также этнографические и фольклорные материалы.
В древнетюркское время волчьи головы из бронзы, серебра и золота служили навершием не только знамен, но и конских плетей, псалий и других регалий, о чем красноречиво говорит археологическая находка – навершие плети в виде головы волка – найденная на территории Жетысу. Сейчас бронзовое навершие хранится в фондах Центрального Государственного музея Казахстана. Оно представляет собой достаточно реалистичное скульптурное изображение головы волка – узкая длинная морда с острыми плотно прижатыми ушами, нос вздернут вверх, в оскале видны зубы. Шея переходит во втулку овальной формы с двумя вертикально просверленными отверстиями для крепления к древку. Аналогичным из памятников VI–VII вв. является найденная в Курайской степи резная плеть из кости, принадлежавшая Ак-Кюну, алтайскому аристократу. Плеть венчалась навершием в виде головы хищника, напоминающего по всем признакам волка. Всей фигуре придано устрашающее, подчеркивающее его силу и мощь выражение. Соответственно, эти предметы имели ритуальный смысл и служили атрибутами власти.
В настоящее время казахстанские историки уделяют особое внимание проблемам возрождения старинных традиций, воссозданию символов и эмблем, бережно хранимых в памяти народа. Научной реконструкции, реставрации, консервации важнейших археологических артефактов Казахстана посвятил свою работу известный казахстанский художник-реставратор Крым Алтынбеков, реконструировавший по эскизам М. В. Горелика штандарт знамени в виде оскаленной головы волка и само знамя древних тюрков. Навершие выполнено из серебра и покрыто позолотой. Оно позволяет представить внешний облик древнего знака священной власти.
Возвращение из глубины веков древнетюркского знамени, символа древнетюркской государственности, свидетельствует о справедливом стремлении наших народов к свободе и независимости, заботливом отношении к истории, из которой вышли наследники Тюркского каганата.
О.Мякишева, Д.Алтынбекова, Б.Железняков.
Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/1482.html
|
Теги:
история, культура, М. В. Горелик, традиции
|
|
|