Тайны Бесшатыра / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Тайны Бесшатыра



Бесшатыр – величественный некрополь сакской кочевой элиты, место погребения царей и вождей крупных племен и племенных союзов середины I тыс. до н. э. Расположенный в полупустынной местности, могильник сохранил свою величественность и грандиозность погребальных сооружений, исторический ландшафт своего времени, одновременно продолжая хранить загадки и тайны уникальной культуры, не разгаданные до сих пор.

Саки в VIII–III вв. до н. э. населяли обширную территорию – Казахстан, Среднюю Азию, Восточный Туркестан и Северный Афганистан. Ареалы их расселения обозначены обширными некрополями с курганами над погребениями вождей.

Бесшатыр – один из этнокультурных и сакральных центров сакских племен Северо-Восточного Жетысу. Находится в Кербулакском районе Алматинской области, на правом берегу реки Или, в 65 км к востоку от села Шенгельды на территории природного заповедника Алтын-Эмель. Первое упоминание о некрополе встречается в работе В. Городецкого, где говорится, о посещении В. Парфеньтевым в 1924 г. курганов на правом берегу реки Или. И лишь спустя 33 года Семиреченская археологическая экспедиция под руководством К. Акишева приступила к исследованию курганов. Бесшатырский могильник занимает площадь 2 кв. км, его протяженность с севера на юг 2 км, с запада на восток – 1 км. Первоначально состоял из 31 кургана. В 1957, 1959–1961 гг. Семиреченской и Илийской археологическими экспедициями были раскопаны в общей сложности 18 курганов.

Самое крупное погребальное сооружение могильника – Большой Бесшатырский курган – имеет диаметр 104 м, а высоту 15-17 м. Насыпь его – усечено-конической формы, с каменным покрытием. Вокруг насыпи на расстоянии 5-7 м расположен каменный вал шириной 2 м, высотой 0,6 м.

Характерная особенность кургана – два кольца круглых оград (кромлехов) из огромных каменных столбов (менгиров) и гигантских валунов. Всего вокруг кургана в 1957 году было выявлено 94 кромлеха. В настоящее время сохранившиеся ограды расположены вокруг насыпи в виде спирального завитка на расстоянии от 36 до 70 м от каменного вала. Диаметр кольцевидных оград 2-3 м, расстояние между ними около 3 м. Они сооружены, как правило, из 5-7 плит и валунов высотой от 1 до 2 м. Около них полукругом выложены от 3 до 5 крупных валунов, каждый из которых весит несколько сотен килограммов.

В окрестностях Бесшатыра зафиксирован ряд памятников, связанных с некрополем. На возвышении в 5 км к северо-востоку расположены шесть оград, подобных оградам больших Бесшатырских курганов. Четыре кромлеха находятся в 3 км к западу от Бесшатыра. Наконец, в 10 км к западу от могильника расположена длинная цепь из 45 оград, вытянутых с юга на север на 450 м, начиная от старой береговой террасы р. Или к подножию гор. На некоторых из них выбиты фигурки горных козлов, кабана и волка.

Из письменных источников известно, что у Причерноморских скифов, близких по культуре и верованиям среднеазиатским сакам, существовала священная страна Геррос, в которой хоронили прославленных царей и вождей. Могилы своих царей саки и скифы чтили, как святыню, и строго охраняли от осквернения и грабежа. Как сообщает Геродот, скифы царя Иданфирса на вопрос персов, почему они избегают сражения, ответили: попробуйте найти и разрушить гробниц наших царей, тогда узнаете, вступим ли мы с вами в битву.

Бесшатырский могильник был священным герросом одной из наиболее могущественных племенных групп саков, населявших долину реки Или. Местность, где расположены курганы Бесшатыра, была священна в течение ряда столетий. Сюда приходили на поклонение, приносили жертвы, совершали культовые обряды, устраивали поминки и календарные празднества. В местах религиозных торжеств и обрядов сооружались грандиозные кромлехи из менгиров и валунов. Эти сооружения являются памятниками культового и ритуального назначения, составляющие вместе с Бесшатырскими курганами единый архитектурный погребально-ритуально-культовый комплекс.

Безусловно, сами курганы – центральная часть ритуально-поминального комплекса. Материалы раскопок изменили представления об уровне строительной техники, способах обработки древесины, сакской культуре в целом. Они свидетельствуют, что саки умели возводить сложные сооружения из дерева, камня камыша, войлока. Бесшатырские гробницы-усыпальницы возводились с помощью строительных технологий, аналогичных тем, которые применялись при строительстве жилищ из дерева, имеющих коридор, сени, дверной проем, жилищную камеру, перекрытые камышовыми и войлочными матами. Такая планировка жилищ использовалась племенами, населявшими Казахстан, еще с эпохи бронзы.

Каждый большой курган представляет собой величественный архитектурный ансамбль, включающий комплекс наземных и подземных сооружений: насыпь, подкурганное сооружение – бревенчатую гробницу, подземные ходы-катакомбы, менгиры, ограды, каменные валы. Основная надземная часть сооружения – огромная насыпь, состоящая из нескольких (от 3 до 17) слоев крупного камня, щебенки и др. Под насыпью находится наземная деревянная бревенчатая гробница, сооруженная из крупных тянь-шаньских елей. Многослойность насыпей способствовала созданию сухого микроклимата внутри курганов, прекрасному сохранению деревянных конструкций гробниц от влаги и гниения, что дало возможность археологам детально изучить, зарисовать, сфотографировать и даже изготовить макет бревенчатой усыпальницы Первого кургана.

Одна из главных тайн Бесшатыра – его подземные ходы. Они выявлены у четырех больших курганов (Большого, Третьего, Четвертого и Шестого). На склонах насыпей были обнаружены впадины, заканчивающиеся небольшими плоскими буграми. В ходе археологических исследований было выяснено, что впадины – бывшие входы в подземные катакомбы, которые были открыты во время функционирования культово-поминального комплекса. Очевидно, перед «консервацией» комплекса вход завалили, обрушив часть насыпи.

В результате исследования других позднесакских могильников IV–III вв. до н.э. Жетысу, было выяснено, что подобные ходы саки прорывали в насыпи уже сооруженного кургана, вероятно для заноса в могилу второго покойника.

О другом назначении сакских катакомб позднегреческий писатель Эллиан оставил любопытное свидетельство. Он пишет о наличии у саков «свадебного» обряда, в ходе которого юноша мог жениться на девушке, лишь поборов ее в поединке. Причем, «для борьбы такого рода саки удаляются в подземные храмины», вероятно, те самые, что открыты в курганах Семиречья. Тем самым, подтверждается распространенный у саков миф, рассматривающий смерть, как начало новой жизни, ритуальное зачатие которой совершается в особом месте на грани миров.

Невозможно поднять большой круг вопросов ритуального и поминального назначения в рамках небольшой статьи, опуская вопросы доставки массивных бревен (за 100-150 км), приемов деревообработки, архитектурных особенностей погребальных камер, их отделки и ряда технических вопросов. Однако нельзя не упомянуть о структуре плана, в частности Большого кургана.

К. Акишев высказал предположение, что размещение по кругу около Большого кургана 94-х менгирных сооружений отражали планировку расположения отдельных жилищ вокруг жилища вождя на месте стоянки кочевого аула. Действительно, для всех кочевников в прошлом характерным типом временного стойбища был круг, внутри которого размещали на ночь скот, повозки, хозяйственные предметы, а в центре стояла юрта (дворец, шатер) предводителя. Освоенным считалось пространство, заключенное внутри круга, а внешний круг был границей своего и чужого миров, не только в символическом, но и в практическом смысле. Многовековой опыт кочевания подсказал, что круговое посторенние – самый удобный способ обороны в случае внезапного нападения врага. А поскольку история кочевых народов содержит в себе немало воинственных страниц, то военный лагерь и мирное стойбище практически не отличались друг от друга. Круг, как кочевое поселение и как способ построения войска, отмечен у многих кочевников евразийских степей, начиная с глубокой древности. Судя по архитектуре Бесшатыра такую планировку использовали и сакские племена I тыс. до н. э.

К сожалению, как отмечалось К. Акишевым, все курганы за редким исключением, были разграблены еще в древности людьми, знакомыми с их устройством. Однако несмотря на утрату основного инвентаря, курганы дали не только прекрасный датирующий материал (кинжалы, наконечники стрел), но и, что особенно ценно, неизвестные ранее типы монументальных надмогильных конструкций, позволивших по-новому судить о культуре сакских племен Семиречья, уровне строительной техники, способах обработки древесины и орудиях.

Известно о вере саков в очистительные свойства огня. При раскопках вокруг Большого Бесшатырского кургана обнаружены пятна золы с мелкими древесными угольками, но без костей жертвенных животных.

К. Акишев высказал предположение, что первоначально вокруг кургана разожгли около сотни костров. Огонь очищал тех, кто близко подходил к священному кургану. Позже места очистительных костров были огорожены круглыми оградами из огромных валунов и гигантских менгиров, а опоясывающая курган цепь оград обозначала запретную зону, которую никто не смел переходить, дабы не осквернить прах великого вождя.
Величественные сооружения создают впечатление не просто погребальных насыпей, а памятников древней архитектуры, воздвигнутых для увековечения памяти вождей и возвеличения славы и могущества племени. Поэтому К. Акишев называл их «сакскими пирамидами».

Масштабность курганов Бесшатыра, сложность их конструкций и уникальность планировки и строительной техники бревенчатых гробниц, мегалитичность культово-ритуальных сооружений ставят Бесшатыр в один ряд с грандиозными памятниками кочевой элиты Евразии. Полученные при раскопках данные позволяют восстановить и музеефицировать один из больших курганов Бесшатырского могильника.

Тщательное, комплексное изучение памятника, позволило бы полнее реконструировать особенности духовной культуры сакских племен, обрядов и ритуалов, привести разрозненные факты в систему, определить место и значение бесшатырцев в генезисе духовной культуры в цепи поколений, населявших с древности территории Семиречья. Удачная научная музеефикация этого уникального памятника привлекла бы многие тысячи туристов, в том числе из-за рубежа.

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/1801.html


Теги: Бесшатыр, саки, некрополь, большой бесшатырский курган, могильник, скифы