Керамика Арыси доисламского времени / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Керамика Арыси доисламского времени



Керамика – самый распространенный артефакт среди археологических находок. Зачастую, археологические памятники обнаруживаются именно по керамическим фрагментам. Коллекции керамики составляют основу археологических фондов музеев, служат основанием для датировки памятника, выявления археологической культуры.

Обожженная глина сохраняет на века все особенности материальной и духовной жизни общества. Из нее производилась не только посуда, очаги и дастарханы, но и культовые предметы: идолы, курильницы, светильники, скульптурки божеств. Долгое время специальные керамические сосуды служили вместилищем останков умерших. Тот объем информации, который несет в себе керамика, не сравним с другими артефактами. С развитием археологической науки и применением точных естественнонаучных методов проведения анализов, вполне возможно, что роль изучения керамики несколько изменится, но, очевидно, это будет не скоро.

До прихода ислама излюбленными были изображения, обозначавшие определенные культы. Эти образы получали отражение и в керамике. В языческой культуре отмечается преобладание культа плодородия. В керамике караханидского периода (XI–XII вв.) на первом месте стоял культ солнца.

На протяжении длительного времени одним из преобладавших был культ козла или барана, сохранившийся на территории Средней Азии начиная с эпохи палеолита. В авестийской мифологии (период бронзового века) козел занимал еще скромное место. Позже, в раннем железном веке (с середины I тыс. до н.э.), эта тема становится излюбленной на большей части степной зоны Евразии и прослеживается на изображениях в петроглифах, коропластике, ювелирном деле, керамическом производстве. В эпоху финальной бронзы и раннего железного века козел – излюбленный образ для изображения на наскальных рисунках в Центральной Азии. Часто его изображения встречаются на керамике средневекового периода. Более распространены S-образные, V-образные, спиралевидные и другие виды стилизации рогов.

В раскопанных слоях городища Жуантобе (городище в среднем течении реки Арысь), датируемых VII–IX вв., на множестве сосудов сохранились явные следы культа барана (например, налепы в виде стилизованных рогов).

Подобные изображения были распространены по всему течению реки Арысь и шире – от Памира до Арала. В среднем течении Арыси в средние века находилась область Кенджде с центром в Караасмане (ныне Караспан), которая была этнонимической наследницей Кангхи Авесты и Кангюя. В нижнем течении Арыси расположен Отрар-ский оазис. На всей этой территории проживали племена с родственной материальной и духовной культурой, производившие керамику, по которой и была выделена археологическая культура, получившую название Отрарско-Каратаусская. Справедливости ради, необходимо отметить, что сходство проявлялось не только в керамике, но и по большинству совокупности предметов материальной и духовной культуры.

Безусловно, с развитием культур в них накапливались и различия, обусловленные и территориальными этнокультурными контактами. Кроме типично кангюйского, а в VII–VIII в. кангарского орнамента на керамических сосудах региона отражены все культурные и этнические взаимовлияния.

Так, с VI в. появляется тюркский орнамент, с рубежа VI–VII вв. прослеживается отделка сосудов и дастарханов орнаментом с крестами, что, видимо, связано с широким распространением христианства в регионе. Многие исследователи связывают это и с традиционными представлениями авестийского круга, где крест являлся одним из главных солнечных символов. Однако неоднократно встреченный орнамент в виде четырех совмещенных крестов, явно отличающийся от равноконечного креста – солнечного символа, может свидетельствовать о распространении в регионе именно христианского орнамента.

Керамика средней Арыси, несмотря на значительные этнокультурные влияния, сохраняет свои яркие отличительные признаки и выделяется на фоне даже соседних регионов. Многочисленные шишечки, которыми украшалась столовая посуда, говорят о бытовавшем культе плодородия. Потеки темным ангобом сосудов – о пожеланиях изобилия и процветания. Традиционный орнамент, кроме перечисленных функ-ций, выполнял еще и функции оберега от «дурного глаза».

Часто изделия керамистов имели тамги – знаки принадлежности к тому или иному роду или семье. Знак-тамга изображался в нижней части сосуда под ручкой. Основная масса керамических сосудов была чисто утилитарного назначения и не покрывалась тонким орнаментом, но в большинстве своем и эти сосуды несли на себе печать времени и рук мастера, иногда и в буквальном смысле.

Анализ изобразительных мотивов и сюжетов свидетельствует о значительной синкретике в культуре населения бассейна реки Арысь доисламской поры. Здесь успешно происходило развитие кангюйского орнамента во взаимопроникновении с тюркским, синтез языческих образов и христианской символики. Подавляющее большинство сосудов было местного производства, а найденные привозные, в основном согдийские (более тонкие, вылепленные исключительно на круге), лишь ограниченно воздействовали на традиционные способы керамического производства.

Кроме религиозных изменений, затрагивающих в целом духовную культуру, распространение ислама в IX в. принесло и значительные изменения в область культуры материальной. С началом применения жженого кирпича кардинально изменился облик городов. Все важные административные и культовые здания сооружались теперь из него и затем облицовывались глазурованными изразцами, расписанными с учетом новой идеологии. Керамика также покрывается глазурью и подглазурной росписью, основы орнамента которой составляют сюжеты, «канонизированные» исламом. Таким образом, облик старой, традиционной, и новой, мусульманской, культур резко отличался. Производство керамики с применением новых технологий и с учетом новых норм становится все более унифицированным, в отличие от разнообразия производства керамики доисламского времени.

Вместе с тем, преемственность в форме, как культовых сооружений, так и керамики сохранялась. Например, один из излюбленных мотивов, изображаемых на сосудах – налепы в виде рогов барана, ручки под стилизованные рога, сохраняются до XVII–XVIII вв., хотя их становится значительно меньше. Такое явление как караханидская резная и штампованная керамика, получившая развитие и распространение в Южном Казахстане, также основана на местном способе производства, а основу сюжетов ее орнаментов составляют народные орнаменты доисламской поры. Обе разновидности керамики – зримое проявление такого явления как мусульманский ренессанс.

В окончании хочется отметить, что археологические коллекции, полученные в результате раскопок на нескольких городищах и могильниках региона, нуждаются в систематизации и классификации, так как в результате исследований по государственной программе «Культурное наследие» база данных керамических артефактов пополняется ежегодно, а керамика является своеобразной «визитной карточкой» арысского региона доисламского времени.

Б. Железняков. Фото: Ю. Черкашин. Рисунки: А. Акежан

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/1996.html


Теги: Керамика, Обожженная глина, археология, языческая культура, Арысь, тюркский орнамент, тамги