Традиции. Этикетные нормы казахов / Nomad Kazakhstan / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Nomad Kazakhstan



Иллюстрированный журнал

Блог nomad-kazakhstan
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Традиции. Этикетные нормы казахов

Этикетные нормы, связанные с юртой



Юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко организован, место и способ сидения его обитателей были четко маркированы в зависимости от пола, положения в системе родства и свойства. Малоисследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте и, шире, этикетных норм, связанных с юртой. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.

Сүйеніп отыруға болмайды, тіреліп отыруға болмайды – нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо – это поза больного человека.

Таянып отыруға болмайды – нельзя сидеть, подперев руками землю – это поза скорби, горя, означающая смерть. Выражение жер таянды означает «сильно горевать, оплакивать». Существует устойчивый запрет артыңа таянба.

Нельзя подпирать поясницу – беліңді таянба. Если так сидит мужчина, эта поза означает күші кеткен – «мужская сила ушла». Это также поза плакальщиц при оплакивании покойников.
Запрещается подпирать щеку – жағыңды таянба; лоб – маңдайыңды тіреме (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т. п.).

Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – қолынды төбеге көтерме, не разрешается сцеплять пальцы рук в замок – қолынды тарақтама, қолынды қусырма, иначе қолынды құдай байлайды – «бог свяжет руки».

Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – тізеңді құшақтама, керме.
Нельзя потягиваться при посторонних, жұртқа қарап керілуге болмайды. Молодым людям запрещается возлежать в юрте, жастарға жамбастап жатуға болмайды (это поза немолодых мужчин); принимать пищу полулежа, жатып ішу болмайды, – это поза больного человека.

Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед, көсіліп жату, говорят «ит аяғын көселеді», досл. «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешается только маленьким детям.

Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у казахов она означает что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: «Жөндеп отырсайшы, асығып барасың ба? Қойың кетіп барады ма?» («Садись-ка правильно! Торопишься что ли? Стадо твое разбредается что ли?»).

Возможно, корни подобного отношения казахов к этой позе объясняются представлением о том, что «если будешь сидеть таким способом, то обеднеешь». Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества.

Правильным способом сидения у казахов для мужчины считается «молда құрып», подвернув ноги калачиком; замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Женским способом сидения у казахов считается также следующая: женщина сидит боком, подтянув к себе ноги; ступни ног должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У казахов подъезжать всаднику к юрте следует с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей кибитки (алдынан өру), а не сзади ее, считается невежливым... Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади кибитки, а потом вызывать хозяев словами: «Сөйлес! Адам бар ма?» (Желаю вступить в разговор, есть ли хозяева). Существует анологичный запрет ер алдынан өтпеу – «не переходить дорогу мужчине, иначе ему будет неудача».

Также нельзя входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «...если кто-либо входил в юрту султана с плеткой на запястье... султан имеет право приказать забрать у виновного его коня». Плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя.

Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту: «входить в юрту с пищей во рту нехорошо, выходить, напротив, хорошо».

Вошедший в юрту обязательно должен был отведать в нем пищу, тамақ ауыз тию, буквально «прикоснуться ртом к пище». Если гости приходят во время обеда или чая, не совсем готового, они обязательно должны подождать и попробовать еду или напиток.

Как можно предположить, этикетные нормы казахов, регламентирующие поведение в юрте и околоюртном пространстве, связаны с традиционными моральными представлениями и ценностями кочевого общества.

Источник - http://ru.nomad-kazakhstan.kz/487.html


Теги: традиции казахов, юрта, этикет